
19-летняя бортпроводница, ценой собственной жизни, пыталась предотвратить первый угон самолета в СССР.
В 60-годы прошлого столетия, когда еще существовала такая великая держава как СССР, международные пассажирские перевозки осуществлялись в очень ограниченном количестве, а внутренний рынок авиасообщений приходился в основном на среднемагистральные самолеты, типа Ан-24 и ЯК- 40. В аэропортах советских городов почти никаких проверок и досмотров, вещей и багажа пассажиров, не
проводилось.
Советские люди были уверены в безопасности перелетов и о том, что кто-то может воспользоваться отсутствием контроля проносимых на борт предметов и совершить противоправные действия с целью угона самолета или его захвата. Такие мысли в социалистическом обществе даже не рассматривались, а зря.

Именно тогда, 15 октября 1970 года, впервые в СССР произошел вооруженный захват самолета, с последующим его угоном в Турцию. На этом злополучном рейсе, работала 19-летняя стюардесса, которая пыталась остановит преступников, но была застрелена одним из членов банды. Имя этой молодой героини - Надежда Курченко.
Надя родилась 29 декабря 1950 года в селе Новополтава Ключевского района Алтайского края. Закончила школу-интернат и отучившись в училище на бортпроводника уже с декабря 1968 года работала стюардессой Сухумского авиаотряда компании " Аэрофлот". В конце 1970 года у нее должна была состояться свадьба.
Рейс, на котором летела Надя, был плановым. 15 октября 1970 года из города Батуми в город Сухуми вылетел самолет АН-24 рейс № 244. На борту было 44 пассажира из них один маленький ребенок. Вместе со всеми на борт судна поднялись: мужчина средних лет и подросток лет пятнадцати, это были отец и сын, Пранас и Альгирдас Бразинскасы и заняли передние места, недалеко от кабины пилотов.
Они легко пронесли на борт самолета сумки с оружием и гранаты, так как досмотра в аэропорту Батуми просто не было. Через несколько минут после взлета, старший Бразинскас подозвал молодую стюардессу и передал ей конверт с требованиями, где четко был указан маршрут дальнейшего следования самолета и беспрекословное подчинение, иначе захватчики обещали открыть огонь на поражение.

Надежда Курченко, в руки которой попало это письмо от угонщиков, отреагировала спокойно и сказала, что не может так поступить. Пранас Бразинскас был в бешенстве, он выхватил пистолет, а его сын Альгирдас, закричал: "Никому не двигаться! Или мы взорвем самолет". Они пытались прорваться к кабине пилотов, но Надежда самоотверженно преградила им путь.
Последние слова, которые она успела крикнуть экипажу: "Нападение! Они вооружены". Бразинскас старший выстрелил в 19-летнюю стюардессу. Перешагнув через тело юной бортпроводницы, они бросились к экипажу. В то время еще не были отработаны правила поведения экипажа в экстремальных ситуациях, которые помогли бы пилотам успеть заблокировать дверь в кабину и остаться в живых.

Бандиты ворвались в кабину экипажа, причем разгоряченные убийством стюардессы, они открыли беспорядочную стрельбу, как по пассажирам в салоне, так и по людям управляющим авиалайнером.
Командиру корабля Георгию Чахракию пуля попала в позвоночник и у него отнялись ноги. Бортмеханик и штурман самолета Ан-24 тоже были тяжело ранены. У одного было прострелено легкое, другой получил ранение в грудь.
К счастью, во время беспорядочной стрельбы, позже в обшивке самолета насчитали 25 пулевых отверстий, никто из пассажиров ранен не был. Старший Бразинскас отдал приказ лететь на юг в сторону Турции. Раненый капитан, пытался отвлечь бандитов и посадить авиалайнер на советской территории, в городе Кобулети, но Пранас пригрозил пилотам взорвать самолет и они подчинились.

Экипажу Ан-24 пришлось пересечь границу Cоветского Cоюза и приземляться на аэродроме города Трабзон в Турции. Местная полиция сразу оцепила самолет и преступники беспрекословно сдались турецким властям. Всех пассажиров самолета отвезли в аэропорт, а раненых членов экипажа в отправили в госпиталь.
Уже на следующий день, все пассажиры и тело юной стюардессы Нади Курченко были оправлены на родину. В Трабзоне оставался только тяжелораненый штурман самолета, которому сделали срочную операцию.
Через несколько дней и сам авиалайнер Ан-24 вернули в СССР.
Мотив угонщиков советского самолета был банален. Бывший завмаг из Вильнюса Пранас Бразинскас ненавидел советскую власть, которая мешала ему обогащаться. В 1955 году он был осужден за растрату, позже в 1965 году угодил за решетку за мошенничество. Отсидев свой срок он решил бежать за границу вместе с сыном, прихватив с собой оружие и 6 тыс. украденных $.

Надежда Курченко была похоронена в городе Сухуми и ее мама долго ездила на могилу к дочери, пока в 1989 году не началась война в Абхазии. После этого тело юной героини было перевезено на родину в Удмуртию, в родной Глазов.
23 октября 1970 года, за мужество и самоотверженность при спасении людей на воздушном судне стюардессе Надежде Курченко была присвоена посмертно награда - боевой орден Красного Знамени.
После угона самолета советские власти потребовали от Турции выдать преступников. Однако Бразинскасы потребовали политического убежища. Их судили в Турции, посчитав такое преступление политическим, турецкие власти осудили Пранаса на восемь лет а младшего Альгирдаса на два года.
Судьба этих двух убийц сложилась не очень хорошо. В 1974 году они попали под амнистию и переехали в США, где имеется большая литовская диаспора. В 1983 году они получили американские паспорта.
Все это время советские власти не оставляли попыток вернуть их на родину и судить, но США их не выдали. Никакой шикарной жизни за границей у Бразинскасов не получилось. Отец всю жизнь проработал таксистом, а сын обычным маляром.
Известно то, что в 2002 году Бразинскас младший в пылу ссоры убил своего 77-летнего отца. Альгирдас получил 20 лет заключения. Судьба поквиталась с ними за убийство юной стюардессы, а память об этой хрупкой но отважной девушке и сегодня живет в сердцах тех людей которые ее помнят и любят.
Из интернета